Самонаправленное образование с двух концов

Самонаправленное образование с двух концов

Итак, что такое самонаправленное образование? Это когда человек (любого возраста) всё САМ. Сам чего-то хочет, сам исследует мир, сам ставит цели, сам ищет способы их достичь, сам учится всему, чему хочет научиться.

Он при этом не находится в вакууме — его окружает много ресурсов, людей, он может объединяться с ними, делать что-то вместе, учиться вместе, мастерить, путешествовать, спрашивать совета, просить объяснить что непонятно.

У него могут быть разные договоренности и обязательства перед другими людьми, например по организации общего пространства.

Но в плане его образования, содержимого его головы — он всегда владеет контрольным пакетом акций, никто не принуждает его к учебе и другим активностям.


Среди людей, далеких от самонаправленного/свободного/демократического образования, обязательно найдется кто-то, кто спросит:

— Вы что, серьёзно считаете, что ребенок сам, по своей воле начнёт учить математику?

И тут становится весьма наглядно, в чем проблема с образованием в нашем обществе. Математика — это априори что-то плохое, скучное, заинтересоваться ей самому невозможно, но все НОРМАЛЬНЫЕ люди ДОЛЖНЫ её знать, поэтому пожалуйста, хоть как-нибудь, впихните её в моего ребенка, ну хоть как-нибудь, ну пожалуйста.

Одна моя знакомая ученая много лет назад написала в своём блоге «Если вам в жизни не нужна математика, значит, у вас очень скучная жизнь». Я с ней не согласна, потому что можно интересоваться множеством других вещей и обойтись без математики; но суть не в самой математике, а в образе мышления — нет никаких изначально скучных вещей, во всём есть свой кайф, нужно просто уметь его находить.

Самонаправленное образование — это стиль жизни, комплект ценностей, определенный взгляд на мир. И это очень крутой взгляд — ты видишь мир, как пространство возможностей, ты пробуешь себя в чём захочешь, ты открыт, гибок, спонтанен, ты делаешь самые невероятные вещи с самыми разными людьми.

Окей, да, возможно, при таком раскладе ты никогда не дойдёшь до математики, а страстно увлечешься археологическими экспедициями, или станешь таксидермистом, или начнёшь писать романы.

Возможно, ты никогда не дойдёшь до математики. Но что у тебя точно будет — так это сильная личность. Уверенность в себе, широта взгляда, опора на себя, внутренняя мотивация, внутренний огонь, который будет направлять тебя, увлекать тебя, провоцировать тебя искать, и пробовать, и жить, и дышать, и мечтать, и расти, и любить, и менять то, что ты захочешь изменить.

И, возможно, ты при этом сильно полюбишь математику. Но необязательно.


А теперь — почему этот пост называется «самонаправленное образование с двух концов».

Потому что у школы есть два конца: вход и выход, первый класс и одинадцатый. И образование человека может быть самонаправленным до (и вместо) школы; или после неё.

Фактически получается, что есть два вида самонаправленного образования: для детей и для взрослых.


У детей же всё по умолчанию есть: любопытство, неуёмная жажда познавать мир, всё пробовать. И некоторые родители думают «окей, с ним уже всё в порядке, как сделать так, чтобы с ним и дальше всё было в порядке?» — и либо оставляют ребенка на семейном обучении, либо отдают в свободную школу; короче, не дают системе его прожевать и выплюнуть.
И тогда, судя по исследованиям старейших демократических школ мира, с детьми действительно продолжает быть всё в порядке — они занимаются тем, чем им интересно, и при этом становятся активно включенными в общественную жизнь гражданами и семьянинами.

Если вы хотите узнать про пространства самонаправленного образования для детей — приходите на фестиваль свободного образования, который организуют мои коллеги из школ НОС. Новая образовательная среда, Демократическая школа «Бюллербю» по модели Садбери, «У.Дача» Пространство самонаправленного образования, Кратово,Утренняя школа
https://nooos.ru/festival-in-liberty

И на встречи нового пространства самонаправленного образования «Время и место» в Измайлово, которые организуют Daria Belovol и Альфия Рахманова (Alfiya Rakhmanova) 23 и 28 августа
https://www.facebook.com/events/1312664082190530/?notif_t=plan_user_invited&notif_id=1566239512345183

⛵️

А что же насчёт тех, кто уже прошёл через уравниловку системы — подростков и взрослых?
Совсем не обязательно их школа была прям ужасной, она могла много дать и многому научить; но всё же в какой-то момент жизни человек обнаруживает у себя в голове вопросы, ответы на которые ему там не дали, и даже не собирались.

А вопросы эти очень важные:

  • Как мне узнать, кто я, как устроено моё сознание?
  • Какой образ жизни мне подходит, и как мне его создать?
  • Какие у меня ценности, как их развивать?
  • Частью какого сообщества я хочу быть?
  • Что я хочу создавать, и как это делать?
  • Как зарабатывать деньги, не отказываясь при этом от других важных для меня вещей?

И чтобы как следует во всём этом разобраться, прежде всего стоит научиться самонаправленному образованию — как отдельному, очень полезному навыку.

Можно самому. А можно с тем, кто поддержит, поможет, покажет — например, с навигатором.
Со мной

⛵️

Анна Козлова

Leave a Reply