Ольга Леонтьева

текст — Ольга Леонтьева

«Появилось немного времени для осмысления организации жизни в небольшой парк-школе. Эх, еще бы было, чем думать… Ну да ладно, нужно пользоваться тем, что есть, так что не обессудьте 🙂

1. Мы изначально закладываем в структуру парк-школы со-управление — систему совместного детско-взрослого договора об общих правилах. Для этого вводим «круг» в начале работы и по ее окончании.

Сначала дети спокойно принимают это правило, особенно, если взрослые объясняют его смысл и значение. Но потом, почувствовав реальную свободу, начинают бунтовать. Бунтуют они разными способами, от молчаливого взгляда: «ох, придется потерпеть», — до ухода из общего круга и вызова: «Мне не нравится это правило, его нужно отменить». Это прекрасно! Значит, у взрослых появляется ШАНС ввести настоящее со=управление! Для этого необходимо правильно реагировать на реакцию детей, внимательно выслушивать их претензии (если они выражаются словами), реагировать на детское поведение и… в какой-то момент отменить это правило. Да-да, именно отменить! Потому что нет ничего хуже, чем правила, которые не понятны и потому не выполняются.
После этого может начаться некоторые хаос: дети не будут понимать, чем им лучше заняться с утра, кому показать результаты своей работы и т.д. Появится необходимость в таких правилах, ей надо дать возможность «созреть», чтобы ребята смогли сами сформулировать правила, которые им необходимы. Пусть их правила будут не такими точными, как те, что заранее придумали взрослые, ничего страшного! Главное — дети по-настоящему почувствуют свою причастность к общей структуре парка. Правила будут изменяться постепенно, после очередных проблем, которые неизбежно возникнут.

Вы не представляете, как мои ученики засуетились, когда мы отменили «круг»! Утром выстраиваются в очередь, чтобы понять, чем стоит заняться. Потом, в растерянности, ходят и смотрят, кто что выбрал… А во время окончания занятий хотят показать свои результаты другим, а все заняты своим делом! Теперь думают, как быть 🙂 А я жду, с огромным волнением.

2. Большинство взрослых, работающих в студиях, предпочитают играть в «хороших учителей» класс-школы. Это понятно, ведь они выросли именно в ней! Если продолжать держать открытыми двери студий на вход и выход, все придет в норму. Однако взрослым не надо забывать: закладывая в работу своей студии «театральные» эффекты (увлекательный рассказ, демонстрацию удивительных эффектов, обучающую игру и т.д.), мы не даем детям возможности серьезно учиться самому главному — пониманию своих собственных целей, упорству в достижении результата, самостоятельному поиску, сомнению, радости достижения эффекта.

Попробую объяснить на биохимическом уровне. Гормоны счастья — эндорфины — выделяются в организме человека, когда ему хорошо. К этим гормонам идет привыкание, как к наркотику (своему, родному!). Эти гормоны нужны всем, без них человек ощущает себя несчастным. Так вот, если ребенок приходит на студию, чтобы выполнять инструкции учителя или слушать его, а в конце студии его (ребенка) еще и хвалят, наступает привыкание: пришел — слушаешь(ся) — счастье. Кажется, что и взрослым, и детям хорошо, так бы и дальше, но… Это подходит только для тех родителей, которые хотят, чтобы их дети приучились быть хорошими исполнителями чужих приказов и правил. Если же вы хотите, чтобы у вас росли активные, творческие дети, нужно формировать другую цепочку: попал в ситуации неопределенности — выделился адреналин — поставил цель, напряженно работаешь на ее достижение — получил результат, выброс эндорфина — счастье! Такие студии необходимо организовывать обязательно. Даже если сначала там не будет обычного «учебного» эффекта (запоминания правил, букв, формул…), именно эти студии принесут самую большую пользу.

Между прочим, дети, бОльшую часть времени занимающиеся по второй схеме, на студии первого типа идут, чтобы отдохнуть. Там работать нужно меньше, а удовольствие можно получить! Правда, большинству такой отдых довольно быстро надоедает, потому что удовольствие-то есть, но не то, совсем не то!»

Источник — https://www.facebook.com/groups/824365057603069/perma..